ЕЕ ПЬЕСЫ ДИКТУЕТ ВРЕМЯ!
Трактовка драматургии И. А. Агаповой на сценах молодежных театров
Практически весь 2017 год в Краснодарском крае шел драматический спектакль по пьесе Ирины Анатольевны АГАПОВОЙ «Отель разбитых сердец». Местные СМИ пестрели информацией о нем: «Дети против террора!», «Дети протестуют против террора на театральном языке». А телевидение Кубани смонтировало из спектакля восьмисерийный сериал и транслировало его по городу - «Отель разбитых сердец».
В пьесе московского драматурга Ирины Анатольевны Агаповой «Отель разбитых сердец» под разными углами рассматривается тема мирового терроризма.
Одним из достоинств драматургии госпожи Агаповой является умение снайперски попадать в больную точку современного общества. Вспомните, как двадцать лет назад ее пьеса «Серебряный котел дури» о борьбе с наркоманией мгновенно заняла практически все молодежные подмостки России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. Не говоря уж о Подмосковье! Таким жизненным оказался сюжет.
То же произошло и с агаповским «Отелем разбитых сердец»…
Кстати, кто знаком с произведениями этого автора не понаслышке, тот знает, что обе пьесы объединяет главная героиня – девушка со странным именем «Эрида». Одна пьеса – продолжение другой, и даже объединены в цикл «Эрида – богиня раздора». Только в «Отеле…» мы видим повзрослевшую героиню и других персонажей.
Сайт Министерства культуры Кубани, многие газеты Краснодара живо подхватили событие и разместили изображения программы спектакля «Пьеса «Отель разбитых сердец» на школьной сцене», а также рецензии на ее премьерный показ и репортажи с него. А телеканал посвятил спектаклю развернутую трансляцию.
Рассказывает режиссер Н. Кристинсен: «Я купила книгу «Мы патриоты» авторов М. Давыдовой и И. Агаповой. Там и оказалась пьеса «Отель разбитых сердец». Сейчас нелегко найти такой репертуар для театрального коллектива, чтобы увлечь молодежь. Но эта пьеса, несмотря на свою сложность, была воспринята актерами сразу, хотя повествуется в ней о вооруженном противостоянии добра и зла на фоне сегодняшних реалий. Хотелось бы дальше сотрудничать с Ириной Анатольевной, получить для репертуара еще что-то из ее пьес. Ведь постановку «Отель разбитых сердец» транслировал наш местный телеканал. А на сцене мы показывали ее ежедневно в течение целой недели, разными составами, так что ее посмотрело огромное количество человек. И реакция аудитории была однозначной: понравилось!».
Из кубанской газеты «Вести» (обозреватели С. Светлова и А. Бурлакова):
«Отель разбитых сердец» – так называется школьный спектакль, очередная премьера театральной студии «Лестница» и образцового театра «Маска». Весь учебный год школьники городских и районных школ, ЦДТ, Агойской школы искусств репетировали на подмостках школы №6 этот спектакль. И всю неделю на сцене шла эта странная и страшная сказка.
С первых минут спектакля в зале наступает шок. Зритель понимает, что «попал». Развлечься не удастся. Дети говорят о терроризме. О льющейся в мире крови. О гибнущих в локальных конфликтах людях. О том, кто и зачем хочет, чтобы в мире наступила война.
– Невероятно сложный материал, – призналась нам до премьеры режиссер, художественный руководитель театральной студии «Лестница» и образцового театра «Маска» Н.Э. Кристинсен. – Пьесы молодежного драматурга Ирины Агаповой нам, взрослым, кажутся темным лесом – фантасмагория фэнтези, мистики, и очень мало реальности. Другой язык, стереотипы поведения. Но как ни странно, для молодых там все понятно, просто. Они сразу же врубаются в материал. И уж если Агапова таким молодежным языком говорит об идеологии терроризма – то это исключительно для того, чтобы донести до детей страшную суть этого явления.
Да, они могли бы выбрать классику, могли остановиться на комедии или «порезвиться» с современным мюзиклом. Но время диктует другие пьесы.
А дети, переодевшись принцами и принцессами, двойниками голливудских звезд, киборгами-киллерами и еще многими самыми неожиданными персонажами рассуждают о том, кому и зачем нужен терроризм. Действие простое. Русская девушка Эрида по любви выходит замуж за богатого принца Акаша и живет в счастливом неведении, что именно это он финансирует кровавые бойни по всей планете – вместе с другими «умными и богатыми людьми». Цель? Она стара как мир. Мировое господство. Да и опустошенными войной странами легче управлять, проще добраться до их ископаемых. А испуганным терактами людям можно внушить все, что угодно, вплоть до того, что это не террористы, а правительство виновато, что у них на улицах и в метро взрываются бомбы. Сюжет стремительно развивается: Эрида узнает страшную тайну, в борьбе против мужа она сплачивается с авантюристом, финансирующим создание воинов-киборгов… Но и киборги оказываются тоже с чувствами, и Эрида восстает против чудовищных экспериментов над людьми…
В спектакле притихшему зрителю подробно объяснят, что такое «джихада», куда идут деньги от войны и т.д. А главная героиня отправляется в тот район земного шара, где принц Акаш ведет войну, и будет пытаться исправлять его ошибки, потому что считает себя ответственной за его зло…»
![spektakl](http://ногинск-электросталь.рф/images/spektakl.jpg)
Чтобы повлиять на будущее человечества, Эрида вынуждена расстаться со счастливым пребыванием на Земле. Одна против целого мира. Выстоит ли она?
«Но не случайно она так ломает свою жизнь, – пишут обозреватели туапсинских СМИ, – она – девочка из России, где еще помнят, как страна сражалась в годы Великой Отечественной войны, где еще живы ветераны, где стоит «Бессмертный полк», и чьи отцы и братья прошли обе чеченские войны. И чьи жители помнят Буденовск, взрывы в метро, на вокзале Волгограда, на первомайском параде в Нальчике… И чьи дети в Беслане смотрят на нас с небес».
Постановка оканчивается финальной песней «Хотят ли русские войны». Она звучит на двух языках – на русском и английском. Английский язык – язык международный. Видимо, актеры хотят, чтоб мир услышал: Россия против войн и террора! Что мы хотим жить долго и счастливо, любить и растить детей. Хотим строить, творить, встречаться с друзьями. Мы хотим сберечь нашу прекрасную планету Земля, потому что мы умеем ценить любовь, дружбу, мир, безмятежное небо и тишину без взрывов...
До сих пор в Интернете попадается материал режиссера Т. Александровой (Ногинский район). Напомним, что именно Т. Александрова – одна из первых постановщиков, кто ставил пьесу «Отель разбитых сердец». Это интервью режиссера с самой писательницей И. Агаповой о ее пьесах называется «Мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя».
Завершить мне мою статью хочется финальным монологом Эриды, оказавшейся в зоне локального конфликта:
«Я ступила на эту землю с чувством свободы и спокойствия. Связь вещей и ход событий только теперь собрались в идеальную цепь, которую кует время, порой не считаясь с человеческими желаниями. Мир ХХIвека, ракетный век, век новых технологий, преобразующих бытие. Но и в дебрях цивилизаций и суперсовременных вещей удел обычной женщины – растить детей, вести хозяйство и ждать своего мужчину. Практически никакого отличия между женщиной нашего мира и женщиной мира, царящего в каменном веке. Что для меня этот мир? И что у меня здесь есть? Ничего. Нет, я не похожа на этих среднестатистических женщин, потому что мне мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя…».
Чем вам ни тема судьбы?
Героиня пытается сформулировать свое предназначение, цель лидера, который в состоянии возглавить движение против мировых опасностей. И пусть ей удается далеко не все преодолеть, обозначенная в монологе линия становится логикой движения ее соратников, всех тех, кому дорого спокойствие человечества на планете Земля. И замечательно, что эти переживания становятся близки современной молодежи, коллективу, который языком искусства борется со страшным явлением, имя которому – терроризм.
Довелось и нам посмотреть видеозапись спектакля. Что касается личного мнения: к материалу Ирины Анатольевны можно было подойти бережнее. Агапова – драматург, который видит на много десятилетий вперед, порой предвидя, предопределяя мировые события… Угрозу терроризма, например, что мы сейчас имеем. А что делать провидцу, как ни излагать это в своеобразной манере «нуар» (или «юмор-нуар», ведь Агапова никогда не усугубляет и так страшные вещи, позволяя актерам психологическую разрядку). А вот здесь часть исконно «агаповских» черных шуток почему-то осталась «вне зоны действия». То ли времени было у актеров в обрез, то ли режиссер не справился с заданием или чем-то задела его звучащая из уст полевого командира восточная легенда про шайтановы ягоды, то ли злое божество войны не глянулось кому-то… Скомканной и непонятной получилась сцена на Северном Кавказе. И очень уж с позиций нищеты судили исполнительницы главной роли о совей героине – несравненной Эриде, женщине «много лет ведущей свой бизнес с области международной недвижимости», женщине, сменившей до своего злополучного принца немало мужчин, и которая ну никак не из российской бедности пришла в его дворец.
Не будем касаться самого первого (любимого!) абзаца сценария, где драматургом обыгрывается имя главной героини «Эрида»: как драматург делит его на слоги, и подает такие четкие образы, что имя сразу задает характер этой самой Эриды – двигателя всего сюжета, молнии, БОГИНИ.
И Иван, который…. так смело обнимает Эриду за плечи в финале. СМЕЕТ ее обнимать! (И не получает от нее по морде со всего приклада – нонсенс!). Если вспомнить предысторию их жизни – он продает ее принцу, ненавидит ее за разницу в социальных статусах. Ненависть движем им на протяжении всех сюжетов, где драматург Агапова сталкивает его с Эридой. А здесь на него прямо что-то находит! Или на нее??? Или на обоих? Чувство? Какое? Сентиментальность? Маразм?
Или «любовь нечаянно нагрянет»? Последнего быть не может.
Да не позволит такая женщина ему себя обнять - авантюристу, проходимцу. Они все время стояли на разных жизненных площадках, а здесь пропасть между ними еще и усугубилась.
Словом, читайте первоисточники. Пьесы госпожи Агаповой диктует наша современность, диктует наше время. И долго еще будет диктовать. У не пьес нет срока давности. А они гораздо многогранней, глубже и веселее всех рецензий вместе взятых. А еще лучше – начните читать с произведений, предшествующих «Отелю разбитых сердец» (пьесы «Венок из мертвых цветов», «Сапфиры принцессы» опубликованы в книге И. Агаповой, М. Давыдовой «Праздник в школе: выпускные балы». Изд. «Рольф»).
А. Пацхверая, А. Аверин, корр.
Небольшое видео о спектакле
есть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Q5c_pJ-kgIo
|