http://tlt.poetree.ru/news/2009-08-12-73
Жизнь - вообще замечательная вещь, не надо ее только портить
Интервью с писательницей Ириной Агаповой
(...)
Если набрать в системе поисков Интернета словосочетание «драматургия» и «библиотека», то в большинстве появившихся файлов будет присутствовать одна и та же фамилия - Ирина Агапова. Причем, ее соседство будет варьироваться в разных комбинациях - «Агапова И. А. Сказки старой мельницы», «Агапова И.А. Три огонька возле елки», «Агапова И.А. Здравствуйте, я ваш дядя» и др.
Объяснение здесь простое: фамилия указанного драматурга - Ирины Анатольевны Агаповой - сочетается с названиями разных пьес, принадлежащих ее перу. Пьесы ставились и продолжают ставиться на библиотечных и школьных подмостках.
В чем заключается секрет популярности?
Ирина Анатольевна - лауреат Российской «Книги рекордов и достижений». За 10 лет работы ею выпущено 60 (!) разных книг со сценариями праздников, что является абсолютным рекордом по масштабам в этом литературном русле. В настоящее время Ирина Агапова - наиболее востребованный автор спектаклей, рассчитанных на их воплощение не профессиональными актерами, а самими детьми. Ей принадлежит несколько десятков драматургических сборников. В них можно найти либретто музыкальных комедий и скетчи, психологические драмы и маленькие фэнтэзи, которые интересны взрослым режиссерам-постановщикам и с энтузиазмом воспринимаются школьной зрительской аудиторией.
Шесть фактов о новом лауреате «Книги рекордов»:
(блиц-опрос)
- Образование - высшее, специальность - психология.
- Место жительства - г. Москва
- При общем подсчете количество созданных ею книг разных жанров, в том числе в соавторстве с Маргаритой Давыдовой, перевалило за 60.
- Заслуги: в 2000 году по результатам журнальных опросов была удостоена звания «Драматург XXI века».
- Любимое произведение собственного сочинения - рассказ «Вечный вечер по имени «Анна».
- Хобби - рисование.
- Самое важное для того, чтобы «зацепить» внимание школьников, сделать инсценировку привлекательной, это сюжет. На него нанизываются все остальные детали спектаклей - герои и их поступки. Откуда Вы берете идеи для сюжетов многочисленных пьес? - задаю свой первый вопрос.
- В первую очередь, - из жизни. Подсмотренные где-то и как-то отношения, оброненные слова, даже портреты людей могут стать тем самым первым импульсом, ниточкой, принимающей на себя «бусинки» - облики и характерные словечки персонажей, их конфликты и сближения. Чтобы герои были неординарными, приходится для каждого из них придумывать самобытную речь, диапазон языка, аргументацию поведения. Так, в моей пьесе «Осокорь и черный янтарь» отрицательные герои выражаются утонченно, а простые хулиганы - комично. Подобные сочетания создают неожиданный постановочный эффект, на который благодарно отзываются зрители. А вся пьеса выросла из названия разновидности черного тополя – осокоря. «Осокорь» в пьесе - имя главной героини.
- Но ведь в числе Ваших персонажей - древние викинги и кельтские герои, фантастические пришельцы из иных миров. Откуда взялся материал для их появления?
- Это уже результаты моей собственной фантазии, которыми я очень горжусь. Но для создания таких драматургических ходов приходится серьезно работать с первоисточниками, теми же древними ирландскими сагами под названием «эхтрай», чтобы созданные образы получились, с одной стороны, достоверными, с другой – понятными современной молодежи. В нескольких пьесах у меня использован прием, когда молодые ребята - наши современники - в одних картинах живут обычной повседневной жизнью, а в других моментах они же в обликах героев древних легенд совершают подвиги во благо человечества.
- Почему в Ваших пьесах совсем нет слэнга, на котором сейчас все СМИ просто заставляют общаться подрастающее поколение?
- Да зачем он нужен, слэнг этот? Два-три десятка непонятных слов… В моих пьесах хулиганы - и те говорят на языке Пушкина и Достоевского, демонстрируя, как можно общаться без приевшегося хамства. Пусть они высказывают друг другу личную неприязнь, но выходят из жестких конфронтаций довольно элегантно. Даже если герои спектакля - неблагополучные ребята, как, например, в моей пьесе «Серебряный котел дури», которая неоднократно становилась лауреатом театральных фестивалей России.
Сюжет пьесы прост. Представьте себе - скучающие юноши и девушки страдают от нудно тянущейся провинциальной повседневности. Они буквально не знают, чем им заняться - и интриги плетут друг против друга, и наркотой балуются, но к одной из девушек приезжает сестра, и ситуация начинает напоминать пружину, которая внезапно разжимается. Жизнь каждого из них наполняется такими событиями, что просто через край брызжет: здесь и любовный «треугольник», и потеря смысла существования, и месть, и шантаж, и ужасы конопляных полей. Ребятам приходится преодолевать самих себя, проходить через жестокое прозрение и трезвое осознание реальности. Финал очень страшный, но одновременно и оптимистичный. Потому что иначе такие люди никогда ничего не поймут и не признают своих ошибок.
- Да, в Ваших пьесах невероятно оригинальные финалы. Даже внимательно вслушиваясь в текст, на протяжении всей постановки, и не зная развязки, трудно предугадать, чем завершится пьеса. А ведь общеизвестно, что для драматурга конец - самая сложная часть его труда, и не у каждого прославленного писателя финал выходит сильным.
- Я придерживаюсь неуклонной последовательности - каждое действие пьесы должно получиться более напряженным, чем предыдущее. И в подобном ключе решаются все сюжетные линии: каждая последующая сцена несет свою новую завязку, чтобы конфликты не ослабевали. Это относится и к комедиям, и к драмам. А в конце все сплетается в единый клубок, который буквально наполнен громами и молниями. Но, как я убедилась, именно это нравится и тем, кто мои спектакли ставит, и тем, кто их смотрит. Тому подтверждение - многочисленные письма, которые я получаю. Многие школьные коллективы, ставившие мои пьесы, охотно со мной переписываются, присылают свои отзывы о спектаклях, фотографии. Так что я имею возможность сравнить, как выглядят придуманные мной герои из того же «Серебряного котла дури» на сценах Подмосковья, Иркутска и Барнаула.
Чему учат литературные герои Ирины Агаповой?
- Но Ваши пьесы, несмотря на серьезные сюжеты, все же оставляют после себя «мажорное» чувство, надежду на лучшее будущее?
- Цель всего моего творчества - дать человеку понять, что он сам, даже если еще учится в школе, в состоянии противостоять негативным явлениям. Как сказал один классик, «жизнь - вообще замечательная вещь, не надо ее только портить». Этому учат мои пьесы и их герои. Познакомьтесь с ними - не пожалеете!
- По Вашим произведениям теперь учится подрастающее поколение: фантастический рассказ «Вечный вечер по имени «Анна» рекомендован для изучения старшеклассниками на уроках литературы. Этот факт для Вас значим?
- Конечно, ведь школьная программа по-прежнему остается довольно скучной. Причем, непонятно, по каким параметрам в нее вносятся коррективы. Например, изгнали произведения величайшего поэта Маяковского, но что дали взамен? Нет, не Шекспира, как я наивно надеялась, а книги про тюрьмы и лагеря, с их полной безысходностью и блатной лексикой.
- Литературоведы сравнивают стиль рассказа со стилем Эдгара По, а неожиданные каскады и сюжетные развязки по достоинству оценил бы сам Рэй Брэдбери! А чем может быть интересен Ваш рассказ подросткам?
- Судите сами. Начало - мистическое, а проблемы, которые в нем поднимаются - современные, реальные. Аллегории, аллюзии и символические образы я старалась прописать в тексте так, что все это нельзя воспринимать без чувства юмора. В начале повествования главный герой Ивашка - ровесник тех, кому рассказ предназначен. Он вырос в семье волшебников, но, как Маугли, ему пришла пора возвращаться в мир людей. Парень ищет свой смысл в жизни, и происходят события, которые становятся «мостиком» для его перехода во взрослый реальный мир. И как здорово, что в этот самый момент ему попадается девушка Анна, ставшая для него самым дорогим человеком в жизни.
- Сравнивая реальных и мифических персонажей Вашего рассказа, понимаешь, что даже человек человеку - рознь.
- Конечно. А эмпатию и поддержку можно найти только у близкого тебе по духу. Осознает это и Ивашка. Но ему требуется кое-что большее, нежели простая толерантность, ибо он ищет свою любовь… Тогда молодой человек принимает единственно правильное решение: покидает свой «осенний приют, сумеречное семейное логово» и начинает самостоятельную жизнь среди обычных людей.
Окружение любого человека в настоящее время - сложный конгломерат из плохого и хорошего. В рассказе показано, как в любой человеческой жизни, вопреки, казалось бы, мрачному прогнозу, отсутствию перспектив и усиленному насаждению смещенных идеалов, находится место для простого благополучия и для реального шанса выбраться из трясины, в которую нас иногда пытается забросить судьба
- Ваши пьесы - титулованы, награждены дипломами, грамотами. Награды висят дома на стенах?
-Смотря, какие награды. Кубки наградные стоят на полке. А дипломы в рамках, действительно, висят по стенам и очень уютно себя чувствуют. И не мудрено, что им уютно: они находятся в окружении картин.
- Вы - дипломированный театральный художник. Мне уже попадались в руки книги, где в выходных данных стоят слова «художник - И. Агапова». Как много творчества, однако, сидит в одной женщине! Как Вам это удается?
- Живописью я занимаюсь в свободное время: люблю рисовать маслом осенние натюрморты, фрукты, цветы. Это, как говорится, для души. А чаще - рисую тушью костюмы для героев своих пьес, элементы декораций, варианты оформления театрального занавеса.
Остается только поздравить Ирину Агапову с новым лауреатским званием! Это - законная награда, ведь написать 60 книг с пьесами, которые широко известны библиотекарям и их читателям, школьным учителям и их воспитанникам, а также руководителям театральных кружков, - дело нелегкое, подвластное только творческому и трудолюбивому человеку!
С. Россинская, август 2009, "Фолиант"
|