Глянцевый журнал "Ваша библиотека" № 3, 2011, стр 42-44
ИРИНА АГАПОВА: ДИВА НОВОГО ВЕКА
Дивы бывают оперные, бывают эстрадные. А я расскажу вам о литературной. Да-да, именно о литературной! Потому что ее творческий потенциал, количество написанных книг и писательский талант из года в год подтверждаются новыми достижениями и заслуживают такого понятия. Недавно газета «Московская правда» назвала ее «королевой праздников», а Интернет-журнал «Stateiky» отозвался о ее изданиях как о «книжном золоте».
Нашу диву зовут Ирина Агапова. 12 лет назад она ярко заявила о себе, издав нашумевший трехтомник «Праздник в школе»: качественные книги, которые переиздаются до сих пор, и по которым активно работают педагоги, методисты не только России, но и зарубежья. С тех пор ее карьере можно только позавидовать, ведь Ирина Анатольевна пробилась в современную литературу исключительно благодаря таланту и упорству. В 2009 году на Московской Международной книжной выставке-ярмарке Ирина Агапова была признана самым красивым писателем современности, награждена дипломом и лентой «Леди Литература».
Если начать перечислять все титулы госпожи Агаповой, то не хватит и страницы. Ее знают как писательницу, создавшую более 80 книг. Ее биографические книги «Москва слезам не верит: шесть женских судеб», «Наталья Гундарева», «Николай Караченцов», «Дмитрий Харатьян: о нем говорят» и др. украшают кино- и театральные библиотеки, в частности, - РАТИ, «Мосфильм», на них ссылаются в диссертациях, как на авторитетные источники.
Тиражи книг И. Агаповой приближаются к трем миллионам.
Она известна и как художник–иллюстратор собственных и чужих книг. А ее живопись украшает не одну частную коллекцию.Драматургия нашей дивы хорошо знакома многим читателям и завсегдатаям молодежных театров. К примеру, пьеса «Серебряный котел дури», в исполнении актеров Дмитриевского драматического театра, является обладателем приза президента московского театрального фестиваля. В Мурманске по ее мотивам профессиональным режиссером снят художественный фильм «Город Несуществующий», транслируемый по ТВ.
- Ирина Анатольевна, знаю, что вы много лет занимаетесь благотворительностью. А затрагивает ли это занятие современные библиотеки?
- Это как раз библиотеки и затрагивает. Много лет я рассылаю свои книги в дар провинциальным библиотекам. Мои книги издаются во всех ведущих издательствах страны («Эксмо», «Дрофа», «Просвещение» и др.), но стоят они немало. Сами издательства, которыми заправляют олигархи, не горят желанием бесплатно раздавать литературу, ведь мои книги в ламинированных переплетах отлично продаются, и на этом сколачиваются состояния. Поэтому благотворительную функцию я полностью взяла на себя - я рассылаю книги за свой счет фактически по всей стране. Могу назвать и сельские поселения, и крупные города – Дмитриев, Пресновка, Тольятти и др. Прошлым летом я отвезла упаковку из 15 своих книг в Волжский, раздала их по школам. Тут же получила отзыв от заведующей Центральной библиотеки, которая просила не только подарить книги и им тоже, но также предложила провести в ЦБ мой творческий вечер. Думаю, что непременно включу реализацию этой просьбы в свои планы 2011 года.
- Что Вы можете сказать о сегодняшних тенденциях развития современной литературы. Что раньше и сейчас считалось и считается востребованной литературой, а что - элитарной?
- 20-30 лет назад детективы и фантастика считались низкопробным чтивом. Подобные книжки любого качества буквально сметали с прилавков. Когда же появились частные издательства, эти жанры стали для них «золотой жилой» прибыли. И сейчас они же по инерции остаются в фаворе. Авторы, даже слабые в литературном плане, но успевшие занять эти ниши, продолжают раскручиваться издательствами. Увы, низкопробность возведена в культ. Хочу отметить, что на современных книжных прилавках, кроме фэнтэзи, сложно найти хорошую литературу для молодежи. Я по мере сил пытаюсь вернуть молодежь из мира иллюзий в реальность. Мой новый рассказ «Чилаут» (так называется элитная комната отдыха в ночном клубе) рассчитан как раз для прочтения молодежной аудиторией. В нем показывается, как пресыщение земными благами способно загубить душу. Судьба героя - рок-певца - предупреждает, каких ошибок в псевдо-сладкой тусовочной Москве нужно избегать провинциалам.
- Вы теперь существуете в новом статусе издателя. Как вы планируете бороться с низкопробностью книжного потока?
- Я смогу в какой-то мере контролировать рынок литературы и сделать его продукцию, со своей стороны, более тонкой, изящной, без негатива, с положительными примерами. Например, мы издали сборники научно-методических статей «Искусство. Образование. Дети», где авторами выступили не только профессора столичных ВУЗов, то также учителя школ, воспитатели и методисты ДОУ. Сборник получился живой, интересный, рассчитанный на настоящих профессионалов, которые ставят своей целью художественное воспитание подрастающего поколения.
- У Вас есть любимые писатели?
- Ныне здравствующий писатель Рэй Брэдбери. Я прочла очень много его произведений, а с появлением Интернета – еще и те, которые у нас не издавались. Я понимаю, что в большинстве своем они звучат, как магическая музыка, благодаря нашим переводчикам, но мне близок его стиль, совершенно оригинальные сюжеты. Книги этого автора обладают способностью приковывать к себе внимание надолго: о них потом много думаешь, возвращаешься к ним, ищешь другие переводы, сравниваешь. Еще люблю творчество Эдуарда Тополя, я немного знаю этого человека лично и горжусь знакомством. Мы часто пересекаемся на одних и тех же светских столичных мероприятиях, а несколько лет назад я была приглашена на празднование его юбилея в кинотеатр «Октябрь».
- Вы писатель, который пишет во многих жанрах – драматургия, психология, искусствоведение, художественная литература и др. По имеющейся статистике, около 70 % школ РФ работают по Вашим сборникам сценариев и методическим разработкам уроков. А в 2009 году вы стали лауреатом Книги Гиннесса за количество написанных сценариев детских праздников. Можно ли Вас назвать автором № 1 в этой области?
- Я профессионально пишу более 12 лет. Как ни крути – это эпоха, на моих книгах выросло целое поколение. Мои книги доминируют в целом ряде тематических секторов: прикладная тематика, разработка школьных уроков, праздников. Поскольку я являюсь профессором психологии, то могу себе позволить писать на темы по художественному образованию дошкольников, подготовке детей к школе. Психологи говорят: ловушки, расставленные в детстве, обязательно срабатывают. Мои книги расставляют «хорошие ловушки», то есть учат честности, добру, справедливости, патриотизму. И если Вы меня считаете автором № 1, то мне такая характеристика приятна.
- В чем, на ваш взгляд, заключаются недостатки современной литературы?
- По-прежнему недостаточно выпускается спецлитературы для педагогов искусства. Я посильно собираюсь этот пробел закрыть, создав в конце 2010 г журнал «Вестник педагога искусств» - это целый глянцевый «проект». Говорят, что умные люди глянец не читают – они его издают. Но в мою задачу входит избавить пресловутое слово «глянец» от гадкого стереотипа, т.е. сделать данное издание не только красивым, но и интеллектуальным! Во-первых, мой «Вестник…» отражает характер и тенденции литературы именно XXI века. Во-вторых, он дает возможность раскрыться неизвестным авторам – мы публикуем художественную прозу, стихи, эссе (все то, что сейчас фактически никто не берет, если автор «не раскручен»!) Нашими авторами уже стали педагоги из ряда городов Московской области - Раменского, Ивантеевки, профессиональные режиссеры молодежных театров Москвы и других городов, люди не только опубликовали свои стихи, но и рассказали о себе, о своей профессии, показывая положительный пример молодежи. Мы опубликовали репродукции картин московской художницы. Необычно раскрылась на его страницах женщина - офицер милиции, оказалось, что она пишет великолепные стихи! Журнал распространяется по Управам столицы и по главным государственным библиотекам – имени В. И. Ленина и К. Д. Ушинского, а также среди наших авторов. Планирую летом подарить вместе со своими книгами читателям библиотек еще и экземпляры «Вестника педагога искусств».
- Посоветуйте молодым авторам – как написать бестселлер? Многие писатели утверждают, что судьбу будущей книги предугадать нельзя, это, мол, непредсказуемо. А как вы думаете – есть ли рецепт?
- К сожалению, мы живем в такое время, когда бестселлеры издаются не мастерством, а деньгами. Чтобы судьба книги сложилась успешно, нужно следовать формуле «одномоментного» бестселлера. То есть, на деньги, заимствованные у олигархов, надо сделать агрессивную пиар-компанию, самому про себя заявить по телевидению, что я, мол, написал бестселлер. Тут же, пока никто не опомнился, следует создать сценарий фильма по литературному первоисточнику, снять этот фильм с известными артистами в главных ролях. На телеэкране придется мелькать часто и с утверждениями, что от моего бестселлера все в восторге. Если кто-то последует моему шуточному совету – тому флаг в руки и барабан!
- Какие варианты Вашего творчества мы увидим в новом году?
- Очень разноплановые. В одном московском издательстве уже вышла новая книга «Авторские сценарии внеурочных занятий с младшими школьниками на темы этикета». В другом готовится к выпуску книга для старшеклассников о борьбе с вредными привычками. В ней собраны мои разработки сценариев, ток-шоу, направленные на предупреждение тяги к алкоголю и наркотической зависимости. А оригинальные двухактовые пьесы «Просто взгляни на ее платье» и «Лицензия на самоубийство», думаю, понравятся молодежным театральным коллективам. В последней главе книги выйдет произведение, которое уверенно подтвердило свое название «культовое» – остросюжетная повесть «Серебряный котел дури». Если пьеса с таким названием хорошо знакома читателям и театральным зрителям, то повесть по ее мотивам издательство уговорило меня опубликовать впервые. Я долго не решалась это осуществить, уж очень неположительные там герои и трагичный финал. Но все же сделала это, повесть увидит свет и попадет в руки к читателям, это для меня очень значимое событие. На редколлегии другого издательства я внесла предложение о публикации моего романа «Кровь кузнечика», где молодая женщина борется за право существования своего бизнеса. Он написан с долей острого юмора в духе времени, но скрывает в себе традиционные человеческие ценности. Сейчас идет активное обсуждение этого предложения. Каким будет принятое решение, я пока не знаю. Ясно станет к середине года.
P. S.
Творчество Ирины Агаповой многие любили, любят и будут продолжать любить. Поскольку ее книги исследуют самые разные стороны человеческой души. Как сказано в одном из произведений писательницы, «мир нужен для того, чтобы не знать в нем покоя». Вот и ее книги не дают покоя – их постоянно обсуждают на Интернет-сайтах читатели из СНГ и экс-россияне, давно живущие в Бостоне, Нью-Йорке, Токио.
Они имеют высокий индекс цитируемости в прессе и телепередачах.
К слову сказать, «агаповская» фраза про актрису Наталью Гундареву «Она-то, может, и наигралась, но мы не успели на нее наглядеться» кочует из программы в программу. А любое празднование Хэллоуина начинается с веселого «агаповского» стихотворения: «Осенью, в этот единственный день, перепугать нам друг дружку не лень. Маску надень ты и страшный костюм и приходи к нам на праздничный шум»
Агапова везде, ее книги – всюду, ее герои – типажи из жизни.
Вот так и живем: читаем в метро, цитируем в обществе, обсуждаем в компаниях, играем на сцене, учим наизусть, завидуем «Почему она, а не я?» Да потому, что быть дивой дается не каждому! Нужно знать и уметь больше, чем простой человек, быть работоспособнее и гореть желанием весь свой талант до капли отдать людям.
Поэтому так интересно всем нам следить за творчеством «Леди Литературы», дивы нового века, чей потенциал, хочется верить, неиссякаем.
И сдается, госпожа Агапова готовит нам еще немало хороших сюрпризов!
М. Давыдова, кандидат педагогических наук, профессор, искусствовед
|